Мнемозина и Лета

Мне показалось, что я начинаю находить ответы на давно мучающий меня вопрос — почему мне так нужен ЖЖ?
Мне стало важным записывать мои прожитые дни, вспоминать о том, что было, и возвращаться к этим записям. Память, которая меня пока не подводила, все равно достаточно быстро стирает события, впечатления, нюансы, оставляя лишь яркие всполохи эмоций, неожиданно будоражащие душу и вскипающие кровь. Возвращаясь к написанному, я вновь переживаю счастливые минуты моей жизни.  А горе и неудачи, о которых я написала на страницах моего дневника, не остаются в сердце, а уходят на флешку памяти моего компа.  

Мнемозина (память) — мать всех девяти муз — искусство, театр, музыка и танцы, трагедия и комедия, поэзия, гимны, история и асрология. Лета — богиня забвения (из истории древней Греции). Когда душа умершего спускается в царство Аида, ей предоставляется выбор: выпить из реки забвения или из реки памяти. Многие выбирают Лету (отсюда выражение- кануть в Лету).

О чем все же стоит помнить, а что следует забыть? И какой  выбрать источник — Лету или Мнемозину? 

Вот что я прочитала у Патриции Рейс в www.maap.ru/Reading/Reis_Mnemozina.htm
 

"Мнемозина и Лета.

Память удивляла людей на протяжении эпох. Люди каждой культуры пытались понять работу памяти, нашей самой таинственной способности. Были созданы бесконечные построения и теории о том, как работает память, о точном запечатлении и об искажениях. В психологии продолжаются споры о возвращении травматических воспоминаний, которые, по теории Фрейда, были ранее подавлены, и о существовании феномена «ложной памяти». Исследователи мозга сообщают о том, что различные виды памяти связаны с разными отделами мозга; подобно диаспорам, память мигрирует  в разные области на карте мозга.

Мы называем памятью способность вспомнить, сознательно или бессознательно, выученное или пережитое, и в этой функции она подобна хорошей матери, заботящейся о нашем выживании. Инстинктивные импульсы, персональная идентичность, родственные связи – все строится на зависимости от памяти. Память соединяет прошлое и настоящее. Память связывает вместе посредством ассоциаций произошедшие события, чтобы обеспечить непрерывное и согласованное ощущение себя. Память дает ткань для сплетения наших жизненных историй. Она придает целостность нашей биографии и истории жизни. Но стоит задуматься: можно ли ей по-настоящему доверять? Не является ли она матерью проблематичной и ненадежной?

У каждого были переживания иллюзорности памяти, когда, например, всплывают различные варианты произошедшего, или об одном и том же событии имеется столько разных воспоминаний, сколько было людей, принявших в нем участие. Есть ускользание памяти, многоточия и провалы, паузы, порождающие сомнения в том, можем ли мы доверять своим воспоминаниям как фактам, истинам или реальности.

Существует мнение, что все воспоминания в какой-то степени являются коллективными, а не индивидуальными, что индивидуальные воспоминания не существуют без социального контекста. Исследователи социальных аспектов памяти обнаружили, что группы помнят и увековечивают свое прошлое  через мифы и легенды часто с большими искажениями,  являющимися, по-видимому, неизбежным свойством коллективной памяти. Французский социолог Морис Холбуа, писавший о коллективной памяти (например, в отношении национал-социализма), наблюдал, что группа оказывает сильное влияние на содержание индивидуальных воспоминаний и способствует созданию разных иллюзий, сгущений и искажений.

Память является одновременно хрупкой и мощной: хрупкой в своей стираемости и искажениях и мощной в том, что влияет и вызывает эмоциональный резонанс. Всякое размышление о памяти поднимает вопросы о потерянном или забытом, обнаруженном и сохраненном, знакомом и подавленном, наблюдаемом и подтвержденном. Фрейд, великий лекарь памяти, учил, что отвергнутые воспоминания могут уходить в тело. Может быть, и культурная подавленная память уходит в индивидуальную психику? Могут ли забытые человечеством события переноситься в тело земли, Гейи? Когда люди забывают источник своих знаний, они становятся склонны к различным искажениям и иллюзиям. Это поднимает более актуальные вопросы; кто обладает памятью и может ее использовать и интерпретировать? Всякий вовлеченный  в работу памяти знает, что существует внутреннее этическое измерение – что нам нужно помнить? Что следует забыть?

Когда все сказано и сделано, можно сказать, что есть эти два источника – Мнемозины и Леты. В орфической поэме они так близко, что их легко можно перепутать, они текут рядом  в  глубоком симбиозе, один есть вечная тень другого, они вечные близнецы. Ницше утверждал, что жизнь немыслима без забывания. Что мы очень нагружены, придавлены всем, что мы знаем, обременены грузом истории. Без забывания у нас будет бессонница, мы будем слишком бдительными к ужасной реальности жизни. Без воспоминания  мы также обречены. Обречены повторять, не способны расстаться и проработать пережитые катастрофы, личные и коллективные. Хасидский мастер Баал Шем Тов в знаменитой фразе «память – это спасение» дает сильный противовес заявлению Ницше. И забывание, и вспоминание одинаково необходимы. Вопрос в том, насколько мы хотим это делать, индивидуально и коллективно. … "

42 мысли о “Мнемозина и Лета”

  1. Что такое орфическая поэма?
    Хасидский мастер Баал Шем Тов — мастер чего?
    Почему Фрейд, великий лекарь памяти?

    А вообще очень романтично!
    В наш грубый век, век разврата и чистогана — и такие чувства!

    1. Поэзия Орфея, я думаю, стихи которого читали так же как Гомера.
      Юр, я не большой специалист по ортодоксальному вероисповеданию. И это все-таки перевод с английского. Может БеШТ и был мастер, так же как учитель, образно?
      Как я понимаю, Фрейд в своих учениях часто обращался к проблемам, связанным с памятью.
      Статья не маленькая, читала с большим интересом.

      1. Что тут Орфей замешан, объяснять лишнее, это же очевидно из названия. Интересно, чем она характерна, в чём её отличие от обычной поэмы.
        Гомерических поэм нет, с этим прилагательным сочетается только слово смех.
        С чем имел дело Фрейд — неясно. По крайней мере что такое человеческая память до сих пор адекватного объяснения нет.

        Статья может быть и интересная, но, насколько я знаю, эта дама специализируется на любовных романах и, кроме того, подрабатывает как психотерапевт.

        Вот образец её прозы:

        Губы Эльвины почти послушно раскрылись, поддаваясь натиску губ Филиппа, и в тот же миг его язык заполнил рот, мешая дышать. То ли от неожиданности, то ли от недостатка воздуха или еще по какой то причине голова ее закружилась и тело стало почти невесомым и каким то чужим. Эльвине казалось, будто ее засасывает и уносит куда то горячий поток и она вот вот потонет в этом бурном течении. Сжатые кулачки сами собой раскрылись, напряженные мышцы расслабились, руки легли на его обнаженную грудь, широкую и мощную, покрытую курчавыми жесткими волосками.
        Тайные, полудремотные воспоминания о чем то сладко запретном охватили ее, обдав жаром. Словно завороженная, Эльвина крепко сжала плечи Филиппа, с жадностью вбирая в себя его язык, прижимаясь животом к его твердой восставшей плоти.

        Это «Ночные услады «
        Есть ещё «Вулкан любви», «Обманутая любовь», «Отцы и дочери», «Непорочная » и т.д.

        1. Я не понимаю, зачем нужно было тратить время на поиски бреда, который написала дама. Эта статья, написанная совсем не ею, и лишь ею переведенная, не имеет никакого отношения к ее вулканической непорочной любовной прозе.
          Меня волнует вопрос памяти и ее стирания, и предпочтения человека помнить или забыть. Почему люди забыли войну, почему уничтожают памятники, жгут рукописи (или они не горят)? Почему я ничего не помню из своего детства, тогда как другие помнят себя аж с двух-трех летнего возраста. Я хочу понять, почему переписывается история с точки зрения правящего класса, а не кто эльвине язык в рот засунул

          1. Почему ты решила, что автор не она?

            Благо памятования Мнемозины
            Патриция Рейс
            Опубликовано в «Spring» № 70, 2004

            Для того, чтобы хоть что-то понять из тех вопросов, которые тебя волнуют, надо читать серьёзных авторов, а не писательницу дешёвых эротических романов.

          2. Юр, ну при чем тут эротика?
            Я не специалист в вопросах психологии и психиатрии, и не надо меня гнобить, что я не читаю серьезных авторов, для этого нужно разбираться в этих вопросах, но Ницше и Фрейда (правда давно) я все же читала. мне показалось интересной эта статья в контесте Леты и Мнемозины, она затрагивает многие вопросы коллективной памяти, экологии, памяти земли, и прочее… Я не понимаю, почему ты так агрессивно настроен? Я что, про восставший член написала, или про мастурбацию?

          3. Лета и Мнемозина в этих проблемах — пришей кобыле хвост.
            Какая связь между ними и коллективной памятью, и что такое память земли? Там формулировки такие, что можно мозг свихнуть.
            Знаешь, у меня были аспиранты, так сказать от сохи — писали в диссере такую околонаучную хрень, что уши вяли, но они свято верили, что делают науку.
            Я не агрессивно настроен, просто чтение такой макулатуры только засоряет мозги и ничего не даёт в плане познания. А ты вроде заявляешь, что хочешь понять.
            Неужели не ясно, что бабец, который пишеть про члены, соски и прочее, просто по уровню интеллекта не напишет ничего путного в этом вопросе. И нечего обижаться — я тебя лично ничем не задел, а Рейс, вроде, тебе родственницей не приходится.

          4. Я не обижаюсь, и рейс мне пофигу, и эротику я знаю, где читать (уж точно не у нее). А если засоряет мозг — не читай, но пожалуйста, не надо наставлять меня на путь истинный, я ведь не пишу диссер, не двигаю науку, не делаю заявления для печати, а всего лишь задаю вопросы, меня интересующие. И ты, кстати, не истина в последней инстнции. Мне важно твое мнение, но не в такой категоричной форме.
            А все остальное сплошные вопросы, предположения, мечты. И это мне интересно. Интересно, откуда человек при травме начинает говорить на другом (незнакомом) языке, может это и есть память земли. Или зачем люди ставят на могилах памятники? Юр, я, может на бытовом уровне, хочу читать об этом, и не думаю, что это кому-то мешает жить, или затрагивает чьи-то жизненно важные интересы:)

          5. Я не называл себя истиной в последней инстанции — это было бы смешно, я не специалист в вопросах памяти. Но я знаю, что такое научный подход(меня этому учили профессионально, и я всю свою жизнь вращался в определённой среде), с помощью чего эту истину пытаются получить и что такое болтовня на заданную тему разного рода мистиков и недоучек.
            А тебе я просто пытался внушить, что читая такие опусы, как ты привела выше, ты никогда не узнаешь и не поймёшь ничего из тех вопросов, которые тебя интересуют. Кстати, бытовой уровень уже сказывается — «человек при травме начинает говорить на другом (незнакомом) языке, может это и есть память земли» — ну да, конечно, а земля плоская и стоит на 3-х слонах или китах, точно не помню.
            Впрочем, мир не перевернётся от того, что ты читаешь и во что веришь.

          6. Эта статья, по-моему, не ставила целью провести научный анализ из какого источника пить после смерти, из Леты или Мнемозины. И она не дает повод для идентификации автора, как мистика или недоучки. Это лишь повод поразмышлять как может быть устроена человеческая память. И вряд ли даже самые известные ученые способны ответить на эти философские вопросы.
            Я не редактирую свои тесты, и если что-то не верно изложила — извини, но если ты задался целью меня сравнивать с недоучками от сохи — то флаг тебе в руки.

  2. Что такое орфическая поэма?
    Хасидский мастер Баал Шем Тов — мастер чего?
    Почему Фрейд, великий лекарь памяти?

    А вообще очень романтично!
    В наш грубый век, век разврата и чистогана — и такие чувства!

    1. Поэзия Орфея, я думаю, стихи которого читали так же как Гомера.
      Юр, я не большой специалист по ортодоксальному вероисповеданию. И это все-таки перевод с английского. Может БеШТ и был мастер, так же как учитель, образно?
      Как я понимаю, Фрейд в своих учениях часто обращался к проблемам, связанным с памятью.
      Статья не маленькая, читала с большим интересом.

      1. Что тут Орфей замешан, объяснять лишнее, это же очевидно из названия. Интересно, чем она характерна, в чём её отличие от обычной поэмы.
        Гомерических поэм нет, с этим прилагательным сочетается только слово смех.
        С чем имел дело Фрейд — неясно. По крайней мере что такое человеческая память до сих пор адекватного объяснения нет.

        Статья может быть и интересная, но, насколько я знаю, эта дама специализируется на любовных романах и, кроме того, подрабатывает как психотерапевт.

        Вот образец её прозы:

        Губы Эльвины почти послушно раскрылись, поддаваясь натиску губ Филиппа, и в тот же миг его язык заполнил рот, мешая дышать. То ли от неожиданности, то ли от недостатка воздуха или еще по какой то причине голова ее закружилась и тело стало почти невесомым и каким то чужим. Эльвине казалось, будто ее засасывает и уносит куда то горячий поток и она вот вот потонет в этом бурном течении. Сжатые кулачки сами собой раскрылись, напряженные мышцы расслабились, руки легли на его обнаженную грудь, широкую и мощную, покрытую курчавыми жесткими волосками.
        Тайные, полудремотные воспоминания о чем то сладко запретном охватили ее, обдав жаром. Словно завороженная, Эльвина крепко сжала плечи Филиппа, с жадностью вбирая в себя его язык, прижимаясь животом к его твердой восставшей плоти.

        Это «Ночные услады «
        Есть ещё «Вулкан любви», «Обманутая любовь», «Отцы и дочери», «Непорочная » и т.д.

        1. Я не понимаю, зачем нужно было тратить время на поиски бреда, который написала дама. Эта статья, написанная совсем не ею, и лишь ею переведенная, не имеет никакого отношения к ее вулканической непорочной любовной прозе.
          Меня волнует вопрос памяти и ее стирания, и предпочтения человека помнить или забыть. Почему люди забыли войну, почему уничтожают памятники, жгут рукописи (или они не горят)? Почему я ничего не помню из своего детства, тогда как другие помнят себя аж с двух-трех летнего возраста. Я хочу понять, почему переписывается история с точки зрения правящего класса, а не кто эльвине язык в рот засунул

          1. Почему ты решила, что автор не она?

            Благо памятования Мнемозины
            Патриция Рейс
            Опубликовано в «Spring» № 70, 2004

            Для того, чтобы хоть что-то понять из тех вопросов, которые тебя волнуют, надо читать серьёзных авторов, а не писательницу дешёвых эротических романов.

          2. Юр, ну при чем тут эротика?
            Я не специалист в вопросах психологии и психиатрии, и не надо меня гнобить, что я не читаю серьезных авторов, для этого нужно разбираться в этих вопросах, но Ницше и Фрейда (правда давно) я все же читала. мне показалось интересной эта статья в контесте Леты и Мнемозины, она затрагивает многие вопросы коллективной памяти, экологии, памяти земли, и прочее… Я не понимаю, почему ты так агрессивно настроен? Я что, про восставший член написала, или про мастурбацию?

          3. Лета и Мнемозина в этих проблемах — пришей кобыле хвост.
            Какая связь между ними и коллективной памятью, и что такое память земли? Там формулировки такие, что можно мозг свихнуть.
            Знаешь, у меня были аспиранты, так сказать от сохи — писали в диссере такую околонаучную хрень, что уши вяли, но они свято верили, что делают науку.
            Я не агрессивно настроен, просто чтение такой макулатуры только засоряет мозги и ничего не даёт в плане познания. А ты вроде заявляешь, что хочешь понять.
            Неужели не ясно, что бабец, который пишеть про члены, соски и прочее, просто по уровню интеллекта не напишет ничего путного в этом вопросе. И нечего обижаться — я тебя лично ничем не задел, а Рейс, вроде, тебе родственницей не приходится.

          4. Я не обижаюсь, и рейс мне пофигу, и эротику я знаю, где читать (уж точно не у нее). А если засоряет мозг — не читай, но пожалуйста, не надо наставлять меня на путь истинный, я ведь не пишу диссер, не двигаю науку, не делаю заявления для печати, а всего лишь задаю вопросы, меня интересующие. И ты, кстати, не истина в последней инстнции. Мне важно твое мнение, но не в такой категоричной форме.
            А все остальное сплошные вопросы, предположения, мечты. И это мне интересно. Интересно, откуда человек при травме начинает говорить на другом (незнакомом) языке, может это и есть память земли. Или зачем люди ставят на могилах памятники? Юр, я, может на бытовом уровне, хочу читать об этом, и не думаю, что это кому-то мешает жить, или затрагивает чьи-то жизненно важные интересы:)

          5. Я не называл себя истиной в последней инстанции — это было бы смешно, я не специалист в вопросах памяти. Но я знаю, что такое научный подход(меня этому учили профессионально, и я всю свою жизнь вращался в определённой среде), с помощью чего эту истину пытаются получить и что такое болтовня на заданную тему разного рода мистиков и недоучек.
            А тебе я просто пытался внушить, что читая такие опусы, как ты привела выше, ты никогда не узнаешь и не поймёшь ничего из тех вопросов, которые тебя интересуют. Кстати, бытовой уровень уже сказывается — «человек при травме начинает говорить на другом (незнакомом) языке, может это и есть память земли» — ну да, конечно, а земля плоская и стоит на 3-х слонах или китах, точно не помню.
            Впрочем, мир не перевернётся от того, что ты читаешь и во что веришь.

          6. Эта статья, по-моему, не ставила целью провести научный анализ из какого источника пить после смерти, из Леты или Мнемозины. И она не дает повод для идентификации автора, как мистика или недоучки. Это лишь повод поразмышлять как может быть устроена человеческая память. И вряд ли даже самые известные ученые способны ответить на эти философские вопросы.
            Я не редактирую свои тесты, и если что-то не верно изложила — извини, но если ты задался целью меня сравнивать с недоучками от сохи — то флаг тебе в руки.

  3. Ой, Ира. Ты что-то такое умное загнула, что это всё с начала в голове переварить нужно, потом отвечать. Отвечу позже, хорошо?)

  4. Ой, Ира. Ты что-то такое умное загнула, что это всё с начала в голове переварить нужно, потом отвечать. Отвечу позже, хорошо?)

  5. Ирочка, я тоже пока воздержусь от комментария этой статьи. Мне только любопытно как ты на нее вышла?
    Фрейд, на сколько мне известно был первым психоаналитиком, который доказал зависимость сексуальности и психологических взаимоотношений между людьми. Если интересно почитайте подробно: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%B4,_%D0%97%D0%B8%D0%B3%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B4

    1. Алиса, я знаю, кто такой Фрейд и читала его работы. Разговор сейчас совсем о другом.
      Я читаю все, что связано с выбором между памятью и забвением. Фрейд изучал свойства человеческой памяти в условиях после травм.

      1. Я и не сомневалась. Просто дала ссылку — вдруг кому-то будет интересно почитать подробнее. 🙂

  6. Ирочка, я тоже пока воздержусь от комментария этой статьи. Мне только любопытно как ты на нее вышла?
    Фрейд, на сколько мне известно был первым психоаналитиком, который доказал зависимость сексуальности и психологических взаимоотношений между людьми. Если интересно почитайте подробно: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%B4,_%D0%97%D0%B8%D0%B3%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B4

    1. Алиса, я знаю, кто такой Фрейд и читала его работы. Разговор сейчас совсем о другом.
      Я читаю все, что связано с выбором между памятью и забвением. Фрейд изучал свойства человеческой памяти в условиях после травм.

      1. Я и не сомневалась. Просто дала ссылку — вдруг кому-то будет интересно почитать подробнее. 🙂

  7. Я, кажется, поняла, о чем ты, поэтому приведенной тобой статьи касаться не буду: не так все просто и однозначно.
    Вот смотри, иногда малозначительные события каким-то образом находят свое место в памяти, а то, что хотелось бы помнить — яркое, важное — не задерживается. Отношение к прошлому меняется, даже если ты сам не участвуешь в этом процессе. Мы же не спрашиваем себя, а что я теперь думаю о…? Ты думаешь, записав, сможешь сохранить эмоциональное впечатление? А с лукавым справишься?
    И откуда знать, что хранить? Зачем-то отрицательные эмоции не уходят так быстро, как приятные.

    1. Оль, помнишь раньше люди писали и хранили письма. Потом это ушло, но затем все быстро вернулось и встало на круги своя. Зачем они это делали? Они их перечитывали, как бы восполняя пробелы в памяти, а иногда наполняя себя уходящими или уплывающими эмоциями. Иногда всплывают воспоминания, совсем ничего не значащие, но память цепко удерживает их на протяжении всей жизни. И напротив, некоторые события, факты, которые надо помнить, забываются и уходят.
      Дневник для меня оказался тем сосудом, откуда я могу быстро зачерпнуть счастья, и слить туда мутную воду. При этом, почему-то, ничего не перемешивается.
      Ты спрашиваешь, что хранить? Это очень похоже на захламленный чердак, откуда старики стараются ничего не выбрасывать, но приезжают молодые и безжалостно выкидывают старую рухлядь. Или старое кресло, или разбитую чашку, или волос в медальоне, или медали и письма с фронта… Так и здесь — каждый пытается сохранить частички уходящей жизни. Когда ты думаешь, что впереди жизнь и все еще будет — ты мало что хранишь.

      1. И я о том же… Мне иногда бывает страшно, что я не вспоминаю то, что было очень дорого. Так страшно, что об этом снятся сны.

  8. Я, кажется, поняла, о чем ты, поэтому приведенной тобой статьи касаться не буду: не так все просто и однозначно.
    Вот смотри, иногда малозначительные события каким-то образом находят свое место в памяти, а то, что хотелось бы помнить — яркое, важное — не задерживается. Отношение к прошлому меняется, даже если ты сам не участвуешь в этом процессе. Мы же не спрашиваем себя, а что я теперь думаю о…? Ты думаешь, записав, сможешь сохранить эмоциональное впечатление? А с лукавым справишься?
    И откуда знать, что хранить? Зачем-то отрицательные эмоции не уходят так быстро, как приятные.

    1. Оль, помнишь раньше люди писали и хранили письма. Потом это ушло, но затем все быстро вернулось и встало на круги своя. Зачем они это делали? Они их перечитывали, как бы восполняя пробелы в памяти, а иногда наполняя себя уходящими или уплывающими эмоциями. Иногда всплывают воспоминания, совсем ничего не значащие, но память цепко удерживает их на протяжении всей жизни. И напротив, некоторые события, факты, которые надо помнить, забываются и уходят.
      Дневник для меня оказался тем сосудом, откуда я могу быстро зачерпнуть счастья, и слить туда мутную воду. При этом, почему-то, ничего не перемешивается.
      Ты спрашиваешь, что хранить? Это очень похоже на захламленный чердак, откуда старики стараются ничего не выбрасывать, но приезжают молодые и безжалостно выкидывают старую рухлядь. Или старое кресло, или разбитую чашку, или волос в медальоне, или медали и письма с фронта… Так и здесь — каждый пытается сохранить частички уходящей жизни. Когда ты думаешь, что впереди жизнь и все еще будет — ты мало что хранишь.

      1. И я о том же… Мне иногда бывает страшно, что я не вспоминаю то, что было очень дорого. Так страшно, что об этом снятся сны.

Комментарии закрыты.